Хижина строительства или как создавался Баухаус

Баухаус - влиятельное художественное и дизайнерское движение, которое началось в 1919 году в Веймаре, Германия, объединившее образование в области искусства, архитектуры и ремесла. Движение Баухауса побуждало учителей и учеников заниматься своими ремеслами вместе в дизайнерских мастерских.

Основателем Баухауса был немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который заложил принцип создания новой архитектуры - единство архитектуры, скульптуры и живописи. Сам же Гропиус был вдохновлен​​ экспрессионистским искусством и работами архитектора Фрэнка Ллойда Райта и дизайнера Уильяма Морриса, и бесспорно, верил, что новая школа сможет объединить художников и ремесленников, и сделать искусство доступным к восприятию масс, а не роскошью для избранных.

 

 

Вальтер Гропиус

 

 

Под руководством Гропиуса движение Баухаус не делало разделения между прикладным и изобразительным искусством. Живопись, типография, архитектура, текстильный дизайн, изготовление мебели, театральный дизайн, витражи, деревообработка, металлообработка - все это нашло свое место в новой школе, которая в свою очередь имела совершенно строгую эстетику и стиль. Именно это благоприятствовало функциональности и массовому производству, архитектура Баухауса «вышла в массы», оказав большое влияние на глобальный дизайн повседневных зданий, который не делал акцент ни на одну классовую структуру или иерархию.

Хотя, надо сказать, некоторые историки имели мнение, что возведенные здания со стеклянными углами, каменной кладкой и сталью имели облик так называемых «сирот», как будто ни один человек не приложил руку к их созданию.

 

 

Школа Баухаус в Веймаре

 

 

Кабинет Вальтера Гропиуса 

 

 

Студенты школы Баухаус

 

 

Пауль Клее шел одной дорогой со школой с 1920 года, увлекая учеников искусством и художественными процессами, в которых прослеживался геометрический, часто научный подход к абстрактной живописи. Его пребывание в Баухаусе привело к тому, что он создал произведения, которые хвалят за их поэзию и юмор, как, например, в его картине 1922 года «Танец, чудовище», «Моя мягкая песня». По словам художников-сюрреалистов Хуана Миро и Андре Массона, Клее был одним из ярчайших преподавателей и оказал большое влияние на их работу.

 

 

Пауль Клее

 

В 1922 году начал свою преподавательскую деятельность художник Василий Кандинский. Повернувшись спиной к изобразительному искусству, Кандинский принял то, что он считал духовными качествами: цвета и формы, абстрактные формы и линии, на которых в большей части была сосредоточена его работа в Баухаусе. Василий Кандинский оставался в школе до ее закрытия.

 

 

Василий Кандинский, Нина Кандинская, Георг Мюхе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус

 

 

Василий Кондинский «Композиция VIII» 1923г.

 

 

Класс по гимнастике школы Баухаус

 

 

В 1923 году к школе присоединился венгерский художник Ласло Мохоль-Надь, который должен был открыть мастерскую по металлу, но выдающимся он стал в фото художественном стиле. Он использовал фотограммы в темной комнате, создавая с помощью света, искаженных линий и теней абстрактные элементы. Мохоль-Надь был создателем абстрактных геометрических картин, скульптур, таких как кинетический свет и двигателей, так называемые «модуляторы света»

 

 

Ласло Мохоль-Надь

 

 

Ласло Мохоль-Надь «Механика человека», 1925г.

 

 

Оскар Шлеммер преподавал в школе с 1920 по 1929 год, специализируясь на дизайне, скульптуре и росписи, но предпочитая заниматься театром. Он был назначен директором театральной деятельности школы в 1923 году и создал экспериментальную театральную мастерскую в 1925 году.

Шлеммер был известен тем, что сосредоточил все свои дисциплины на человеческом теле. Своим самым известным произведением «Триадический балет» 1922 года Шлеммер превратил своих танцоров в кинетические скульптуры, надев их в геометрические фигуры из металла, картона и дерева.

 

 

«Триадический балет» 1922г.

 

 

В школе Баухауса в 1923 была открыта мастерская по стеклу, где Джосеф Альберс создавал стеклянные картины. Его процесс состоял из пескоструйной обработки стекла с его последующим послойным окрашиванием и выпеканием в печи для создания светящейся поверхности.

Сам Гропиус оставался директором в течение девяти лет и направил школу Баухауса в развитие связного стиля, хотя это не было его первоначальным намерением. Так как студентов школы готовили по принципам функционализма, любой объект должен быть доступен для массового производства, именно поэтому знания процессов производства были неотъемлемой частью обучения. Такакя социальная направленность не всегда подходила руководящим партиям власти.

Но на то время политическая обстановка в стране накалялась и препятствовала развитию школы, что привело к сокращению бюджета содержания школы, а дальше – к ее закрытию. Независимо от того, сколько было противников этого движения, сторонники Гропиуса и его видения добились наилучшего: восстановления Баухауса  в Дассау в 1925 году.

 

 

Школа Баухаус в Дассау 

 

 

Гропиусу была дана возможность спроектировать здание будущей школы, уже в нем проявились все принципы этого движения. В новой школе Полом Клее и Васислием Кандинским была предложена новя концепция изобразительного искусства, которая фокусировалась не на функции, а на абстракции: в школе повеяло новым интересным течением экспрессионизма и футуризма наряду со специфическим стилем геометрического дизайна, который временами напоминал кубизм.

Известный и выдающийся архитектор новой школы Баухауса Марсель Брейер в 1925 году создал свое знаменитое кресло «Василий» (об этом есть отдельная статья на нашем сайте), которое на сегодняшний день является классикой дизайна.

 

 

Кресло «Василий» остается одним из самых известных предметов интерьера

 

На протяжении  семи лет на новом месте, Баухаус слыл фабрикой шедевров и инкубатором гениев своего дела. Он тесно сотрудничал с промышленностью, давая модели и материал для производства. Но, политический гнет начался заново. По инициативе Рейхстага Гропиус оказывается под давлением и покидает Баухаус. На его место приходит архитектор Ханнес Майер. Его руководство школой было недолгим. В Баухаусе зарождаются коммунистические ячейки с революционными идеями, которые оказывают влияние на творчество и работу студентов. По политическим разногласиям Майер покидает должность руководителя в 1930 году.

В том же году в должность директора Баухауса принял один из лучших архитекторов Германии Людвиг Мис ван дер Роэ. Но, к сожалению, на время его правления выпала непростая борьба школы за выживание с давлением постоянно нарастающей партией национал-социалистов Германии, которая всеми силами вторгалась в работу, а потом и полностью захватила контроль над школой.

 

 

Людвиг Мис ван дер Роэ

 

 

Власти требовали исключить всех инакомыслящих, коммунистически настроенных преподавателей и студентов, заменяя их на преподавателей, поддерживающих нацистскую идеологию. Школа категорически отказалась сотрудничать с нацистами, что и стало причиной ее закрытия в 1933 году. Из-за постоянного преследования нацистов многие выпускники Баухауса, равно как и преподаватели бежали в США, где продолжали отстаивать геометрический, абстрактный стиль и оказывать свое сильнейшее и неоспоримое влияние на искусство и дизайн двадцатого века.

 

 

Студенты школы Баухаус

 

 

“Искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу”- так звучал манифест школы Баухауса, которая сплотила воедино образование в области искусства, архитектуры и ремесла для достижения общей цели – новой архитектуры.

Тебе понравился наш проект ? Нажми на иконку и поделись этой страницей в социальных сетях:
© 2019 Civilly.com.ua Все права защищены